Фразеологизмы о действиях (1 часть)

По действиям и поступкам человека мы можем судить о его характере, и о нём как о личности. Чтобы подчеркнуть индивидуальность, мы выделяем главную особенность, что позволяет отличать его от других окружающих людей. И эта особенность проявляется прежде всего в его действиях: ленив или активен, труслив или смел, лжив или правдив и т.д. Посмотрим, как это нашло своё отражение в народной речи.

Фразеологизмы о действиях и поступках человека

«Аника-воин»

Задира, хвастун. Так мы говорим о человеке, постоянно хвастающимся своей силой, но всё время терпящим поражение. Пришло в нашу речь из русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике-воине. Аника гордился своей неистовой силой и хитростью. Но когда пришла Смерть, он струсил и был побеждён ею.

Имя Аника состоит из двух частей: а-ника (Ника — богиня победы в греческой мифологии, а — сокращение от слова «анти» — против), т.е. «неимеющий победы». Аника-воин стал символом задиры, хвастовства силой, а на деле не умеющего постоять за себя.

«Буриданов осёл»

Очень нерешительный человек, который не может сделать очевидный выбор между двумя равными предметами или возможностями.

В 14 веке французский философ Жан Буридан доказывал, что действия живых существ зависят не от их воли, а от внешних причин. Он приводил в пример голодного осла. Если возле ослиной морды на одинаковом расстоянии положить две равные охапки сена, то осёл умрёт с голоду, потому что не сможет сделать выбор, какую из них съесть. История скромно умалчивает, проводился ли такой опыт на самом деле, но с тех пор нерешительных людей называют «буридановыми ослами».

«Валаамова ослица»

Когда всем на удивление молчаливый и покорный человек, вдруг проявляет упрямство, выражает протест и своё личное мнение, его называют «валаамовой ослицей».

Согласно библейской легенде, царь Валаак послал за волхвом Валаамом, чтобы тот помог уничтожить израильтян при осаде города Иерихон. Валаам сел на свою ослицу и отправился в путь. Но Бог, который был на стороне израильтян, запретил ослице идти, она стала спотыкаться и упрямиться. Валаам дважды избил животное, а на третий раз ослица заговорила человеческим голосом, стараясь убедить хозяина не идти против воли Бога. Валаам не внял её уговорам и потерпел поражение — Иерихон пал.

«Врёт, как сивый мерин»

Лгать, говорить небылицы, выдавая их за правду, при этом ничуть не смущаясь.

В одном из полков русской армии, в 19 веке, служил офицер, немец по происхождению, фон Сиверс-Меринг. Он любил рассказывать офицерам разные небылицы и смешные выдуманные истории. Выражение «врёт, как Сиверс-Меринг» было понятно только сослуживцам офицера. Солдаты же переделали его по-своему «врёт, как сивый мерин». И пошло это выражение в народ. Понятно, что никакого отношения лошадиная порода к этому не имеет.

«Камня на камне не оставить»

Полностью разрушить что-либо.

В Евангелии, в одной из притч говорится, что Христос предсказал гибель Иерусалима. Он однажды вошёл в город и сказал: «Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, и не останется тут камня на камне». Действительно, Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Слова Христоса были пророческими. Выражение «камня на камне не оставить» бытует в народе до сих пор, описывая разрушительные действия людей.

«Почивать на лаврах»

Успокоиться достигнутым и, получив удовлетворение от совершённого, более ничего не делать.

По греческому мифу, однажды красавец бог Аполлон увидел купающуюся нимфу Дафну и захотел овладеть ею. Дафна в испуге бросилась бежать и чтобы не попасть в руки Аполлона, превратилась в вечнозелёное лавровое дерево. С тех пор лавр стал деревом Аполлона — бога искусств и поэзии.

Ветвями лавра награждают победителей поэтических и музыкальных конкурсов. Отсюда и возникло слово лауреат, т.е. «увенчанный лаврами». Позже лавровыми венками стали награждать и спортсменов и полководцев за высокие достижения. «Пожинать лавры» значит добиться всеобщего признания и успеха. А про того, кто остановился на достигнутом и успокоился, говорят «почивать на лаврах».

«Посыпать голову пеплом»

Крайняя степень скорби и отчаяния.

В Библии рассказывается о древнем еврейском обычае посыпать голову пеплом или землёй, оплакивая своё несчастье или несчастье близких. У древних греков и славян по ритуальному обычаю было принято в знак глубокой скорби рвать на себе одежду или волосы. Эти архаичные действия сохранились у некоторых народов до сих пор.

«Ободрать как липку»

Нагло отнять всё до чиста, ограбить.

На Руси лапти и домашнюю утварь изготавливали из волокнистой части коры молодых лип — лыко. Её сдирали прямо со стоящих на корню деревьев. В лесах стояли жалкие голые стволы ободранных лип, обречённых на вымирание. Образ этих деревьев и послужил рождению сочетания «ободрать (обобрать) как липку», что ярко словесно описывает ограбленного дочиста или раздетого догола человека.

«Наломать дров»

Наделать глупостей или грубых ошибок.

Самым распространённым топливом в русских деревнях были дрова. Их заготавливали не спеша, пилили по мерке, в зависимости от глубины топки, складывали в поленницы. Человек в раздражённом состоянии не мог выполнить эту работу правильно, и её приходилось переделывать. Выражение «наломать дров» образно характеризует неверные действия, которые приходится исправлять.

«Сизифов труд»

Бесконечная тяжёлая и бесполезная работа.

В греческой мифологии Сизиф — хитрый и гордый коринфский царь. Он всё время обманывал и издевался над богами, выдавая их тайны людям. Однажды Зевс послал к нему Смерть, но Сизиф заковал её в цепи. Когда боги наконец-то победили Сизифа, они назначили ему суровую кару: он должен был вечно вкатывать на гору камень, который, достигнув вершины, скатывался обратно вниз. И Сизиф каждый раз должен был начинать работу заново. Имя Сизиф стало нарицательным, а выражение стало обозначать бесполезный и тяжёлый труд.

В статье «Фразеологизмы, характеризующие человека» вы можете прочесть дополнительный материал. А продолжение данной темы читайте во второй части статьи.

ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана

Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.

читать далее...

Автор: Наталья Щербакова
Nickname: Sherbakova

О себе: Я очень хочу, чтобы мои читатели сохраняли душевное здоровье и эмоциональное равновесие, правильно решали возникшие проблемы, умело выходили из стрессовых и кризисных ситуаций, умели понимать и принимать своих родных и близких людей, успешно использовали секреты профессионального роста, чаще испытывали чувства душевного комфорта в своем жизненном пространстве.

Опубликовано статей: 249

  • 2200 7007 1494 9400
  • 2202 2006 9342 0679