Альфред Адлер
Алфред Адлер — известный австрийский психолог, психиатр, мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Научная сфера деятельности — психология, психиатрия.
Жизнь и профессиональная деятельность А. Адлера
Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье 7 февраля 1870 года. Он был физически слабым ребёнком, в 5 лет переболел тяжёлой формой пневмонии, был близок к смерти. Однако, врачу удалось его спасти. Когда Альфреду было 3 года, умер его младший брат. Эти события отложили отпечаток в памяти ребёнка и впоследствии сыграли ключевую роль в выборе профессии врача.
Адлер был проблемным ребёнком, в школе учился слабо, учителя пророчили ему «карьеру» сапожника, считая, что на большее он не способен. Альфред предпочтение отдавал гуманитарным наукам. В юности очень любил читать литературу, психологию, Библию, немецкую классическую философию. В 18 лет поступил в Венский университет на отделение медицины. В 1895 году получил медицинскую степень. Вначале практиковал как офтальмолог, затем как врач общего направления. Позже его заинтересовала психиатрия и неврология.
В 1897 году Адлер женится на Раисе Эпштейн. Она родилась в еврейской купеческой семье в Москве. Получила начальное домашнее образование, а в 1895 году уехала на учёбу в Швейцарию, а затем в Австрию, где и встретила Адлера. В браке у них родилось четверо детей, двое из них пошли по стопам отца и стали психиатрами. Раиса Эпштейн занималась политической деятельностью.
Будучи молодым врачом-практиком, Адлер интересуется идеями Зигмунда Фрейда, он запоем читает «Толкование сновидений» и пишет восторженные рецензии на них. Это импонировало великому психоаналитику, и в 1902 году Фрейд пригласил Адлера в своё психоаналитическое общество. Благодаря Фрейду, он делает головокружительную карьеру и в 1910 году избирается президентом Венского психоаналитического общества. Однако, Адлер не являлся сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики и считал, что основным побуждающим мотивом человеческой психики является комплекс неполноценности и цель. Копаться в прошлом или работать с будущим — вот главное противоречие во взглядах двух учёных. Из-за научных разногласий отношения между Фрейдом и Адлером сильно ухудшились, в итоге их ссора продолжалась много лет. В одном из писем к Карлу Густаву Юнгу Фрейд писал: «Суть дела — и это меня действительно тревожит — что он (Адлер) сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре могут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, что в своём отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не даёт молодёжи развиваться.»
В 1911 году на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике научные взгляды Адлера, в результате чего Адлер сложил с себя полномочия и покинул общество. Впоследствии Адлер и его единомышленники образовали свой кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», позже его переименовали в «Ассоциацию индивидуальной психологии.» К этому времени Адлер уже был сформированным молодым профессионалом, разработал свою теорию лечения неврозов и комплексов.
В 1912 году Адлер опубликовал свою работу «О нервном характере», в которой изложил основные концепции индивидуальной психологии, и в этом же году основал «Журнал индивидуальной психологии». Научные исследования были прерваны Первой мировой войной. В течение 2-х лет учёный служил военным врачом. Адлер смотрел на войну как психиатр. Для него война — это массовый психоз, бессмысленная бойня, в которой кто-то расплачивается за чужие амбиции. Он лечит раны солдат, видит как искалечены души, как война порождает жуткие страхи и комплексы, которые не излечит даже победа. В 1916 г., вернувшись в Вену, Адлер возглавил военный госпиталь. В 1919 году открыл первый реабилитационный центр для подростков, где взрослым школьникам оказывали помощь в их психологических проблемах. Адлер считал, что война послужит жестоким примером для политиков, что в будущем они её не допустят. Однако, очень ошибался. Когда к власти пришёл Гитлер, Адлер понял, что ещё одной катастрофы не избежать.
В 1926 году Адлер получает приглашение занять должность профессора в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Став сотрудником университета, учёный читает лекции, проводит исследовательскую работу, продолжает лечение пациентов, приезжая в Вену только в летние месяцы. В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. Активно читает лекции и во многих высших учебных заведениях Запада. В 1937 году, приехав в Абердин (Шотландия), у него случился сердечный приступ, оправиться после которого он не смог. А. Адлер умер в возрасте 67 лет и похоронен в Абердине. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей, а его теория индивидуальной психологии стала известна всему миру и является актуальной в работе специалистов в области психологии и психиатрии и сегодня. Адлер своей собственной судьбой доказал, что человек может достичь любых вершин, если всё время идти вперёд и ставить перед собой правильные цели, что человек не игрушка в руках тёмных страстей, а творец своей жизни.
Основные тезисы индивидуальной психологии
Если Фрейд утверждал, что основой личности является сексуальный инстинкт, то Адлер отвергал этот тезис и считал, что в основании личности лежит не жажда удовольствия и не сексуальный инстинкт, а стремление к совершенству, воля к могуществу. Образцом, на который направлена личность, её целью является общественная значимость. В книге «Практика и теория индивидуальной психологии» учёный раскрывает смысл своей теории.
«Комплекс неполноценности». В 1907 году в Австрии выходит первая книга Адлера «Исследование неполноценности органов», в которой учёный выдвигает тезис о том, что у больных детей есть больше шансов состояться в жизни, т.к. у них есть преимущество — их болезнь. «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа. Складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности.» Сам Адлер был живым подтверждением своей теории: двоечник и второгодник, отвергающий и не знающий математики, к концу школы становится лучшим учеником по математике в классе; бывший неуч, в 18 лет поступает на медицинский факультет университета; в прошлом болезненный ребёнок, вырастает здоровым человеком. Прошло много лет, и он стал всемирно известным врачом, основал школу индивидуальной психологии, имел тысячи последователей и учеников. «Комплекс неполноценности» (Адлер — автор этого термина) является основополагающим в теории Адлера, именно он движет людьми и компенсируется чувством превосходства, человек пытается преуспеть там, где у него что-то не получается. «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» (из лекции А. Адлера). Часто учёному задавали вопрос: «В чём секрет вашего успеха?» Адлер отвечал: «Всему в жизни я обязан моим детским комплексам.»
Порядок рождения. Детские комплексы, страхи есть у каждого, но кого-то они заставляют идти вперёд, а кого-то загоняют в тупик. Почему так происходит? Адлер пояснял, что преодоление комплексов — это ещё не гарантия успеха. Часто судьба человека зависит от того, в какой семье и каким по счёту ребёнком он родился — этот факт влияет на становление личности и характер. По мнению учёного, первые дети или единственные часто вырастают эгоистами и входя во взрослую жизнь, сталкиваются с проблемой, что они обычные, а не «самые-самые», они боятся упасть с «трона». Такие дети сложно находят общий язык с ровесниками и с младшими по возрасту и предпочитают одиночество. Чувство ревности к братьям или сестрам сопровождает их всю жизнь, и именно это чувство и чувство ответственности позволяет старшим детям состояться в жизни.
Адлер был средним ребёнком, мать была к нему холодна. Он считал, что средние дети находятся посередине и родители меньше уделяют им внимания, они как бы не находят своего места в семье, поэтому пытаются найти ведущее место в социуме. Из средних детей часто получаются хорошие дипломаты, психологи, потому что с раннего детства им приходится маневрировать между старшими и младшими братьями или сестрами. Средние дети также добиваются многого в жизни, т.к. у них есть хороший стимул: догнать и перегнать старших детей. «Средний ребёнок ведёт себя так, как будто состязается в беге. Он всё время мчится на всех парах.»
Младшие дети, по мнению Адлера, часто избалованы и мало чего добиваются в жизни, они «самое слабое звено в семейной цепочке». Порядок рождения также важен как и климат в семье, отношения между родителями и цели, которые они ставят перед ребёнком.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Адлер утверждал, что человек является единым и самосогласующимся организмом: ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а лишь в соотношении с личностью в целом. Человек представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между телом и мозгом, так и в отношении психической жизни. Основной задачей индивидуальной психологии, по мнению Адлера, является доказательство того, что это единство присутствует в каждом индивидууме: в его чувствах, мышлении, действиях, в сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру единой и самосогласующейся личности Адлер определял как стиль жизни.
Жизненные цели и стремление к совершенству. Кроме того, индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое только в движении к личностно значимым целям. Учёный утверждал, что люди, стремясь к совершенству, не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее тянутся вперёд, находясь в движении к жизненно важной для них цели. Цель, которую ставит перед собой человек и индивидуальный путь её достижения даёт ключ к пониманию того, какое значение он придаёт своей жизни. Человек в постоянном стремлении к совершенству, способен планировать свои действия и определять свою судьбу. Достигая намеченных целей, он не только повышает свою самооценку, но и находит своё место в жизни.
Творческая сила. Помимо влияния наследственности и окружающей среды на формирование личности, не меньшую роль играет и обладание творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью: свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на восприятие, память, воображение, фантазию, мечты и делает каждого архитектором своей жизни.
Человек как часть семьи и общества. По мнению Адлера, человек есть часть семьи и общества: «индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включённым в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него.» Всё поведение человека происходит в социальном контексте и суть природы человека можно постичь только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть чувство общности или социальный интерес: врождённое стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Объединение и сотрудничество между человеком и обществом должно быть гармоничным, а конфликты между ними неестественны.
Индивидуальная субъективность. По мнению Адлера, поведение человека зависит от мнения о себе и об окружении, в которое он должен вписываться. Люди ведут себя в соответствии с личными убеждениями, независимо от того, являются ли они объективно реальными или нет. Поведение отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности.
Наиболее известные работы А. Адлера : «Практика и теория индивидуальной психологии», «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Наука о характерах. Понять природу человека», «Смысл жизни», «Наука жизни», «О невротическом характере», «Социальный интерес: вызов человечеству», «О стремлении к превосходству», «Индивидуальная психология и развитие ребёнка», «Очерки по индивидуальной психологии», «Воспитание детей. Взаимодействие полов».
ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана
Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.