Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, известен как основоположник аналитической психологии. Научная сфера деятельности: психология, психиатрия, психотерапия, аналитическая психология.
Жизнь и профессиональная деятельность Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. По линии отца, дед и прадед были врачами. Мать, Эмили Юнг, была болезненной, эксцентричной женщиной, часто впадала в депрессию, неоднократно находилась на лечении в больнице. Юнг рассказывал, что часто по ночам его мать становилась странной и загадочной. Это повлияло и на отношения Юнга к женщинам во взрослой жизни, он считал их «ненадёжными» . Взаимопонимания между родителями в семье не было. Большую часть времени Карл Густав проводил с отцом.
Юнг был замкнутым ребёнком, нелюдимость и отстранённость появились из-за напряжённых отношений между родителями и частых истерических припадков матери. В 11 лет он начинает обучаться в гимназии: учится хорошо, много читает философской и религиозной литературы. В 1893 году поступает на факультет естественных наук в Базельский университет. По окончании учёбы Юнгу попадает в руки «Учебник психиатрии» , эта находка предопределила будущее учёного. В 1900 году Юнг уезжает в Цюрих, где в качестве ассистента Эйгена Блейлера (основоположника психоанализа) работает в психиатрической клинике.
В 1903 году Юнг женился на Эмме Раушенбах. Эмма происходила из богатой семьи промышленников, что дало определённую финансовую свободу молодому учёному и возможность посвятить себя научным исследованиям без оглядки на ежедневный заработок. В их браке родилось пятеро детей. Эмма проявляла интерес к исследованиям своего мужа, заинтересовалась психологией, вела переписку с З. Фрейдом.
В 1903 году Юнг опубликовывает диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» . В 1906 году публикует книгу «Исследование словесных ассоциаций» , копия которой была отправлена Зигмунд Фрейду. Впервые Юнг и Фрейд лично встретились в 1907 г., между ними начали складываться тесные профессиональные и дружеские взаимоотношения, которые продолжались в течение шести лет. Фрейд импонировал молодому учёному и считал его своим научным наследником и продолжателем развития психоанализа. Однако, после публикации юнговской работы «Символы и метаморфозы. Либидо» (1912 г.), в которой оспаривались и критиковались основные идеи Фрейда, между ними произошёл разрыв, что было достаточно болезненным для обоих учёных. Книга была позже отредактирована и в 1922 г. опубликована под названием «Символы трансформации» .
С 1910 по 1913 годы Юнг был избран президентом Международной психоаналитической ассоциации, но сложил с себя полномочия после разрыва с Фрейдом. В 1913 и 1914 годы активно участвовал в собраниях Лондонского психомедицинского общества.
В возрасте 38 лет Карл Густав Юнг пережил тяжёлый душевный кризис, испытывая «конфронтацию с бессознательным» : он слышит голоса и у него есть видения. Особое беспокойство учёный испытывал при мысли, что ему угрожает психоз или шизофрения. Он занимается анализом собственных снов и фантазий. На себе практикует метод, который позже назовёт активным воображением. В дневнике записывает всё, что чувствует и видит. Затем эти заметки переросли в «Красную книгу», над которой он работал в течение 16 лет. По мнению исследователей трудов Юнга, именно в этот период работы над книгой, «он развил основные теории об архетипах, коллективном бессознательном и процессе индивидуации» . В своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» он пишет: «Моя жизнь – это история самопроявления бессознательного» .
В 20-е годы Юнг совершает ряд длительных путешествий в районы Африки и Северной Америки, изучая культуру, быт, психологию местного населения.
В 1930 году К. Г. Юнг был удостоен титула почётного президента Психотерапевтического общества Германии, в это же время публикуется его работа «Проблемы души нашего времени» .
С 1933 по 1942 годы учёный преподаёт в Цюрихе, а с 1944 – в Бадене. С 1933 по 1939 годы Юнг издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» , были написаны ряд статей : «Отношения между Я и бессознательным» , «Психология и религия» , «Образы бессознательного» , «Об истоках сознания» и др.
В 1944 году на одной из экскурсий он сломал ногу, находясь на лечении, перенёс сердечный приступ, после которого несколько недель находился в критичном состоянии. В 1955 году умирает его жена Эмма, это горе совершенно опустошило Юнга. Чтобы избавиться от гнетущих тягостных мыслей, он полностью погружается в работу.
В мае 1961 года в Кюснахте на прогулке у Юнга случается очередной сердечный приступ, инфаркт. 6 июня 1961 года в возрасте 85 лет, в своём доме, учёный умер. Похоронили знаменитого психотерапевта на местном кладбище протестанткой церкви.
Психоаналитическая теория Юнга
К. Юнг, опираясь на принципы психоанализа З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию.
Структура личности, отождествляемая со структурой души, по утверждению Юнга, состоит из трёх частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных и вытесненных из сознания воспоминаний, мыслей и чувств. Коллективное бессознательное обусловлено генетически и является своего рода памятью поколений. Именно в коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике ребёнка в виде архетипов, которые унаследованы от предков. Анализируя сновидения, шизофренические расстройства, бредовые состояния, исследуя мифологию разных народов, труды античных, средневековых и восточных философов, Юнг приходит к выводу о том, что это всё символы, самостоятельные живые единицы, адекватные архетипам, отражающим прирождённые психические состояния и сопровождающим человека от рождения до смерти.
В отличие от Фрейда, который рассматривал либидо как сексуальную энергию, Юнг определяет либидо как творческую жизненную энергию, способствующую постоянному личностному росту человека.
По мнению учёного, свобода воли человека ограничена, а поведение подчинено врождённым архетипам и коллективному бессознательному. Содержание личности скрыто от постороннего наблюдения, внутренний мир субъективен и раскрывается только через сновидения и через символы культуры и искусства.
Центральным из архетипов, по мнению Юнга, является эго. Эго включает в себя воспоминания, мысли, чувства, ощущения, благодаря которым человек воспринимает целостность своей личности. Важнейшими архетипами индивидуального бессознательного являются персона, тень, анима, анимус, самость. Персона – это часть личности, которая показана миру, т.е. каким человек хочет выглядеть в глазах других людей. Этот архетип лежит в основном в области сознательных пластов индивидуальной психики. Тень – это центр индивидуального бессознательного, который содержит социально неприемлемые агрессивные и сексуальные импульсы, аморальные мысли и страсти, вытесненные в область бессознательного. Тень отражает низменную, животную сторону личности. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Архетипы анима и анимус основаны на биологическом факте: в организме мужчины и женщины вырабатываются женские и мужские гормоны. Эти два архетипа, по мнению Юнга, эволюционировали в течение нескольких тысячелетий в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с другим полом. Самость отражает целостность личности, она соединяет и дополняет сознательное и бессознательное.
Опираясь на психоаналитическую теорию, Юнг разрабатывает типологию личности (8 типов) по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а также выделил 4 психических процесса: мышление, чувствование, интуиция, ощущение. Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души. Их поведение ориентируется на собственные нормы, идеи и убеждения. Интровертам свойственна повышенная тревожность по поводу даже малейших проблем. Им характерна высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности. Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений. В своей деятельности исходят из норм и правил поведения внешнего мира. Они общительны, инициативны, легко приспосабливаются к требованиям общества и умеют найти в нём своё место. По мнению Юнга, психические качества экстравертов и интровертов существуют в каждом человеке, в его душе. Доминирование одного из них и определяет психологический тип личности – экстраверт или интроверт.
Мышление и чувствование Юнг относит к разряду рациональных функций, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Ощущения и интуицию – к иррациональным, потому что они просто пассивно «схватывают» , отмечают события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не давая оценку и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. По мнению Юнга, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он её фотографировал. Если же ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого. Каждый человек наделён всеми четырьмя психологическими функциями. Согласно теории Юнга, цельная или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.
Развитие личности Юнг рассматривал как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он не разделял взглядов З. Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются события прошлого, особенно психосексуальные конфликты. Если Фрейд рассматривал либидо как сексуальную энергию, то Юнг определял либидо как жизненную творческую энергию, способствующую постоянному личностному росту человека. Юнг утверждал, что человек на протяжении всей жизни приобретает новые умения, достигает новых целей, проявляя себя всё более полно и «обретая себя» , что является результатом стремления различных компонентов личности к единству. Конечной жизненной целью для человека является полное проявление Себя, т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально и включает в себя процесс индивидуации (процесс объединения, включение в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций). В конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех сторон личности.
В одной из бесед, Юнг рассказал, что начал работу по изучению психологических типов личности, пытаясь «рассудить психологию Фрейда и Адлера и найти свою собственную стезю в науке. Это помогло понять, почему Фрейд придумал свою теорию, а Адлер свою теорию о принципе стремления к власти.»
Наиболее читаемые и переведённые на русский язык работы К. Г. Юнга: «Воспоминания, сновидения, размышления» , «Психологические типы» , «Психология бессознательного» , «Архетип и символ» , «Душа и миф: шесть архетипов» , «Божественный ребёнок» , «Неизвестный Юнг» , «Человек и его символы» , «Красная книга» .
ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана
Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.