Эрик Хомбургер Эриксон
Эрик Эриксон — представитель постфрейдизма, психоаналитик, психолог в сфере эго-психологии. Известен теорией стадий психосоциального развития. Для Эриксона значимым в развитии индивидуума являлось Я и его адаптивные способности. В своей теории он не исключал биологические и социальные факторы влияния, т.е. утверждал, что любой психологический феномен может быть понят в контексте взаимодействия биологических, поведенческих, социальных и эмпирических факторов.
Эриксон описал 8 возрастных периодов человека, в отличии от 5 стадий психологического развития по Фрейду, переименовал «генитальную стадию» на «юность». Эриксон утверждал, что именно Эго отвечает за организацию жизни и здоровый личностный рост человека, а также обеспечивает гармонию с физическим и социальным окружением и является источником собственной идентичности.
Биография
1902
Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне, в семье Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, от внебрачной связи с гражданином Дании (имя отца неизвестно). Так как мать была официально замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном, Эрик был записан как Саломонсен. В 1904 году мать вновь выходит замуж за Теодора Хомбургера и Эрик становится Эриком Хомбургером, впоследствии официально усыновлённым. В 1930 году Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон («я усыновил сам себя»), оставив прежнюю фамилию как второе имя.
1927
Эриксон обучался в гимназии, преуспевая в изучении истории и искусства, и более формального образования не получил. В юности он изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 году ему предлагает друг детства Питер Блос приехать в Вену, в детскую экспериментальную школу, чтобы рисовать портреты детей. Школа была основана Доротеей Бэрлигхэм и Анной Фрейд. Благодаря знакомству с Анной Фрейд, Эриксон начал интересоваться психоанализом, и это изменило его планы на будущее.
Спустя некоторое время он становится членом педколлектива, наблюдает за детьми, активно осваивает теории и практики психоанализа (1927-1933 гг.), проходит обучающий анализ у Анны Фрейд и получает статус кандидата в психоаналитики.
К идеям Зигмунда Фрейда относился уважительно, однако изучив их и критически переосмыслив, выдвинул собственную концепцию развития человека от младенчества до старости.
В 1928 году Эриксон поступает в Венский психоаналитический институт, по окончании переезжает в США, где его профессиональная карьера складывается весьма удачно. Он в течение 10 лет работает в Бостоне, затем в Йеле, в Беркли, а в конце жизни перебирается в Гарвардский университет. В 1939 году принимает американское гражданство.
Будучи в Вене, Эриксон женится на канадке Джоан Серсон.
До начала Второй мировой войны, по заказу Американской комиссии по делам индейцев, начал тщательно изучать жизнь индейских племён сиу в резервации в Штате Южная Дакота. Эриксон приходит к выводу, что традиционный уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. Вследствие этого, в условиях, когда обретение новой идентичности невозможно, необходимо придерживаться идентификационных ориентиров.
1942
В 1942 году Эриксон становится профессором психологии в Университете в Беркли, Калифорния, однако его деятельность в должности профессора закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании, однако вскоре был восстановлен как политически благонадёжный гражданин.
1950
Свою первую книгу «Детство и общество» опубликовал в 1950 году, благодаря чему получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии. С точки зрения Эриксона, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек может находиться в гармонии с собой или его могут раздирать внутренние противоречия, причём в любом возрасте. Учёный подчёркивал значение каждого спектра воздействий, которые определяют развитие в детстве, юности, зрелости и старости.
В книге «Молодой Лютер» (1958 г.) Эриксон развил теорию формирования тождества личности. Сформулирована концепция «моратория» — периода видимого бездействия или отстранения, размышлений и поиска, который предшествует свершениям периода зрелости у молодых людей. Автор рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, которым он преодолевает внутренние конфликты. По сути Эриксон заявил о новом художественном жанре — психобиография.
Работа «Идентичность: юность и кризис» (1968 г.) полностью раскрывает понятие «идентичность». По мнению Эриксона, идентичность возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех общественных процессов, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать. Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Условием, необходимым для существования идентичности, является «способ жизни», т.е. общее мировоззрение, внутренняя логика.
В 1969 году издаётся ещё одна психобиография «Истина Ганди», принесшая автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.
Развивая учение Фрейда, Эриксон расширил концепцию психосексуальных стадий развития индивида, связав их с социальными нормами. Он считал, что зрелая личность представляет собой продукт, как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил 8 стадий, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых зависит успешность развития. Стадии были сведены в одну таблицу, над которой он работал 20 лет. Она была опубликована трижды (1959, 1963, 1968 гг.) и в настоящее время входит в современные учебники по возрастной психологии.
1951
В 1951 году Эриксон работает в частном центре восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями в Стокбридже, совмещая деятельность в должности профессора в разных университетах США. В 1960 году он возвращается в Гарвард, где проработал до 1970 г..
Несмотря на преклонный возраст, Эриксон продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс.
Умер учёный 12 мая 1994 года в США в возрасте 91 года.
Психоаналитические исследования Эриксон изложил так же в своих трудах: «Инсайт и ответственность» (1964), «Юность: изменение и вызов» (1963), «В поисках общей почвы» (1973), «История жизни и исторический момент» (1975), «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977), «Самотождественность и жизненный цикл» (1979), «Зрелость» (1978), «Целостный жизненный цикл» (1982), «Жизненная вовлечённость в старости» (1986).
ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана
Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.