Вильгельм Максимилиан Вунд
Вильгельм Максимилиан Вунд — немецкий физиолог, врач, психолог, создатель первой лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Научная сфера деятельности: физиология, психология.
Жизнь и профессиональная деятельность В. Вунда
Вильгельм Вунд родился 16 августа 1832 года в семье лютеранского пастора. В детстве мечтал стать известным писателем, но в школе учился слабо. Однако, по окончании школы обучался в Тюбингемском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. Получив диплом по медицине в Гейдельберге, становится сотрудником университета — ассистентом известного физиолога Германа фон Гельмгольца. В этот период он пишет «Статьи по теории чувственного восприятия» (1858 — 1862).
В университете он начинает читать лекции по научной психологии. Следует отметить, что Вунд был ярым сторонником становления психологии как науки строго экспериментальной. В курсе лекций он подчёркивал физиологическую связь между мозгом и разумом. Его лекции были опубликованы в книге «Лекции о душе человека и животных» (1863).
В 1864 году Вунд получает место доцента в Гейдельберге и начинает работу по физиологической психологии, впоследствии выйдет его книга «Принципы физиологической психологии» (1874). В 1875 году Вунд становится профессором философии в Лейпцигском университете (в котором он проработает 45 лет), а в 1879 году здесь же основывает первую лабораторию экспериментальной психологии. В лаборатории у него проходят стажировку и учатся студенты и аспиранты из США, России, Италии, Японии. В целом у Вунда обучалось более шестисот студентов.
Лекции Вунда переводятся на русский язык, в 1983 году в России В. М. Бехтерев открывает экспериментальную лабораторию, в Токийском университете в 1920 году также была открыта подобная лаборатория.
Отстаивая идею о психологии как экспериментальной науки, Вунд обнаружил, что ряд психических функций не может быть исследован при помощи традиционного метода эксперимента в лаборатории. Особенно это относится к исследованию мышления и речи, здесь нужны другие методы. Поэтому Вунд предложил разделить психологию на 2 части: экспериментальную (или физиологическую) психологию и психологию народов. Первые идеи были озвучены в 1863 году, а в 1900 г. Вунд первый том своего многотомного сочинения посвятил психологии народов. Он исследовал различные проявления психологии народов — язык, мифы, обычаи, искусство, поэтому предполагал, что методом изучения должен быть метод, который способен исследовать все эти проявления человеческого духа.
В период 1880 — 1881 годы Вунд пишет работы по философии, этике и логике. В 1887 году выходит 3-е издание «Основ физиологической психологии». В 1906 году Вунд издаёт журнал «Психологические учения».
Последние годы жизни В. Вунд особое внимание уделял социальной и культурной психологии. Умер Вильгельм Вунд в возрасте 88 лет 31 августа 1920 года.
Психологические концепции В. Вунда
Главной заслугой учёного стала разработка экспериментального метода исследования психики. В первой научной работе «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), с опорой на факты деятельности органов чувств и движений, Вунд выдвинул идею о создании экспериментальной психологии. План её формирования он изложил в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и определил два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение психологии народов (языка, мифов, обычаев, искусства).
Психология Вунда — это наука об опыте сознания, следовательно метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. По мнению Вунда, человек сам способен проводить такие наблюдения, воспользовавшись методом интроспекции (проверки состояния собственного мышления). После того как Вунд соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, интроспекция стала одним из ведущих методов исследования психических состояний и содержания сознания человека в психологии конца 19 века. Однако, в начале 20 века интроспекцию объявили ненаучным, идеалистическим и субъективным методом. Хотя позже этот метод использовался психологами в исследованиях внутренней духовной жизни человека.
В. Вунд считал, что сознание состоит из отдельных элементов (ощущения, представления, чувствования), которые соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Сознание он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов. Элементами сознания являются ощущения и чувства (эмоциональные состояния). Ощущения отличаются модальностью (зрительной, слуховой, кинестетической), а также своей интенсивностью. Каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряжённости-расслабленности, возбуждённости-успокоения (трёхмерная модель чувств). Любое из чувств может быть охарактеризовано во всех трёх аспектах.
Связи между элементами сознания образуются с помощью двух процессов внимания: перцепции (переработка информации, воспринимаемой органами чувств) и апперцепции (процесс сознательного восприятия чего-либо). Если перцепцию можно объяснить законами создания ассоциативных связей, то процесс апперцепции можно объяснить только волевым усилием. Вунд вводит в психологию понятие воли. По его мнению, чувства, особенно воля руководит деятельностью человека, а воля и внимание направляют течение процессов познания.
Также Вунд утверждал, что психология как самостоятельная наука имеет свои законы: закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления); закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса); закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга); закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, валяющие на его мотив).
Научное наследие Вунда составляет около 54000 страниц в виде книг и статей (он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии).
Наиболее известные работы Вильгельма Вунда: «Введение в психологию», «Очерк психологии», «Введение в философию», «Лекции о душе человека и животных», «Этика: принципы нравственности. Области нравственной жизни», «Гипнотизм и внушение», «Душа и мозг».
ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана
Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.