Фразеологизмы об опасности и страхе
Каждый из нас испытывает страх, когда приближается та или иная опасность. Он порождает неуверенность в себе, сковывает, вызывает чувство опасения и тревоги — и это, зачастую, плод нашей бурной фантазии. Чувство страха нашло отражение и в нашей речи, и в народном творчестве.
Фразеологизмы об опасности и страхе
«Панический страх»
Когда человек испытывает чувство внезапного и безотчётного ужаса. Выражение заимствованное. Оно восходит к древним мифам о Пане. Пан — древнегреческое божество стихийных сил природы. Он наводил на людей беспричинный (панический) страх, когда замирали деревья, поля, леса от летнего жаркого полдня.
Раннее христианство причисляло Пана к бесовскому миру, соблазняющему и пугающему людей. Так же называли его Бесом Полуденным.
«Дать стрекача»
Значит стремительно убегать, пускаться наутёк (обычно из-за страха). Исконно-русское выражение, возникшее в результате изменения глагола стрекать, т.е. прыгать, скакать в словосочетание «дать стрекача».
По другой версии, существительное стрекач означало «бич, острый шест для похлёстывания скота», образовано от глагола стрекать (ударять бичом). Вначале фразеологизм дать стрекача имел значение «подгонять, понукать при помощи бича».
«Страха ради иудейска»
Испытывать страх из-за боязни перед кем-либо, из-за подхалимства и угодничества перед начальством, властями и др. Словосочетание восходит к евангельскому сказанию об Иосифе, который скрывал от страха перед иудеями, что он ученик Иисуса.
«Труса праздновать»
Трусить, бояться, робеть от страха. Выражение относится к 17 веку, возникло на Руси из шуточного высказывания праздновать Труса, т.е. отмечать праздник святого Труса. На самом деле ни такого святого, ни такого праздника никогда не было, а выражение означало — «трусить».
Однако, есть версия об историческом факте: в 1612 г. Минин и Пожарский одержали победу над польским полковником Струсем (Струсом). Праздновали победу над Струсом, а в народной речи Струс было переделано в Трус.
«Бояться как чёрт ладана»
Испытывать панический, сильный страх перед кем-либо или перед чем-либо. Ладан — это застывшая смола некоторых пород деревьев, имеющая ароматный запах. Его используют во время служения в церкви. При горении ладан издаёт очень сильный, даже дурманящий запах. Считается, что его боится нечистая сила. Это послужило образной основой фразеологизма.
«Дамоклов меч»
Означает постоянно угрожающую опасность или неприятность кому-либо. По древнегреческому приданию, у сиракузского тирана Дионисия Старшего, жившего в 4 веке до н.э., был вельможа Дамокл. Он постоянно льстил Дионисию и называл его счастливым человеком. Как-то во время пира тиран предложил Дамоклу сесть на его место. Сам же подвесил над ним острый меч, который держался на конском волоске. Меч символизировал постоянную опасность, которая грозит Дионисию. Только потом Дамокл понял, как мало счастья у того, кто находится под страхом смерти.
С тех пор выражение «дамоклов меч» говорит нам о нависшей опасности.
«Ганнибал у ворот»
Это словосочетание как бы предупреждает о близкой и смертельной опасности. Легендарный карфагенский полководец Ганнибал, живший в 3 веке до н.э., был страшной угрозой для Рима. Побеждая в боях римскую армию, на сторону Ганнибала переходили многие города, в том числе и второй по величине город Италии Капуя. Оправившись после поражения, римляне осадили Капую. Чтобы заставить снять осаду, Ганнибал повел свои войска на Рим. В Риме началась паника и раздался клич: «Ганнибал у ворот!», предупреждая о смертельной опасности.
«Всемирный потоп»
Употребляется в речи в значении страшного разрушительного бедствия. Согласно Библии, Бог рассердился на грешников и решил уничтожить весь человеческий род. Только праведника Ноя он оставил в живых. Он повелел Ною построить большое судно как дом. В ковчег вошли Ной с женой, три его сына с жёнами. По указанию Бога, он взял с собой всех животных и птиц: чистых — тех, которых можно приносить в жертву, — по 7 пар, а нечистых — по одной паре, чтобы сохранить их как вид.
Когда воды потопа затопили землю, спаслись только обитатели Ноева ковчега.
Об этом вспоминают, когда начинается наводнение или льют проливные дожди. А «ноевым ковчегом» называют всякое средство спасения.
«Стоять как вкопанный»
Застыть на месте от страха, стоять неподвижно в изумлении от чего-либо. На Руси, в годы правления Алексея Михайловича, на Красной площади происходило страшное зрелище. Провинившихся женщин закапывали в землю по самые уши. Их постоянно охраняли стрельцы, отгоняя сочувствующих, которые предлагали воды и хлеба. Этот акт жестокого русского правосудия был закреплён царственной подписью при принятии Соборного уложения в 1663 году.
Подобная жестокость существовала и в средневековых монастырях Западной Европы, и в Древнем Риме.
«Ящик Пандоры»
Это источник опасности, бедствий, несчастий, всевозможных неприятностей. По греческому мифу, когда-то очень давно все люди не знали бедствий, старости и болезней. И это длилось до того, пока Прометей не похитил у богов огонь. Разгневанный Зевс покарал Прометея, но люди перестали подчиняться богам. Тогда Зевс решил наказать их. Он приказал богу-кузнецу Гефесту вылепить из воды и земли женщину. Боги наделили её красотой, хитростью и лживостью. Назвали её Пандорой, значит «всем одарённая». Зевс дал ей ларец, в котором были заключены все человеческие несчастья, и отправил на Землю.
Пандора из любопытства открыла ларец, и все несчастья, болезни и беды разлетелись по Земле. Испугавшись, Пандора закрыла крышку, но было уже поздно. На дне ларца осталась только одна обманчивая Надежда.
Теперь мы называем «ящиком Пандоры» всё то, что может принести неприятности, опасность и беды.
В заключение
Чувство страха, пожалуй, самое мучительное и угнетающее. Оно порождает робость, слабость, трусость и малодушие. Наши страхи, в большинстве своём, лишены всяких оснований, им свойственно преувеличивать значение фактов. Жить в страхе значит не жить, а существовать, т.к. он парализует и психику, и жизненную энергию, и действия, и волю.
Страх опасности в десять тысяч раз страшнее самой опасности
Д. Дефо
ДАЛЕЕ Треугольник Карпмана
Стивен Карпман, продолжатель исследований Э. Берна в области человеческих отношений, установил, что между людьми складываются типичные связи трёх основных ролей: жертвы, спасателя и преследователя.